Стартовавший в кинотеатрах «Однажды в... Голливуде» — девятый фильм Квентина Тарантино, что заставляет беспокоиться поклонников его творчества. Ведь культовый режиссер говорил, что планирует попрощаться с кино после десятой картины. То ли Тарантино не лукавит, что делает его более сентиментальным, то ли сказывается недавняя женитьба, но «Однажды… в Голливуде» с Брэдом Питтом и Леонардо ДиКаприо в главных ролях получился самым добрым фильмом мастера.
Премьера в России: 8 августа 2019 годаЛос-Анджелес, 1969 год. Выходящий в тираж актер Рик Далтон застыл в шаге от творческого кризиса. Принесший ему славу и деньги телесериал закрыт, а в большое кино не зовут. Угасающей звезде приходится довольствоваться ролями вторых планов в дешевых вестернах для ТВ и мечтать о том, как бы ворваться в высшую лигу. Например, сняться в новом фильме у Романа Полански, удачно поселившегося по соседству со своей красавицей женой Шэрон.
О планах Квентина Тарантино снять новую ленту стало известно во второй половине 2017 года. В тот момент режиссер был занят поисками нового дома для своего будущего проекта. Студия The Weinstein Company, выпустившая большую часть предыдущих работ Квентина, фактически приказала долго жить после секс-скандала с Харви Вайнштейном, так что автора «Бешеных псов» приютила Sony Pictures.
Сначала лента задумывалась как история о печально известном сектанте Чарльзе Мэнсоне и убитой его последователями актрисе Шэрон Тейт. На роль последней таблоиды активно сватали Марго Робби и не ошиблись. К заявленной фабуле добавлялись детали, и Мэнсон со своими приспешниками оказались второстепенными персонажами. Тогда как в центр сюжета Тарантино поместил теряющего популярность актера, который на пару со своим дублером пытается реанимировать карьеру.
Примерно в это же время стало известно, что режиссер ведет переговоры с ДиКаприо, Питтом и Томом Крузом. С нестареющей звездой «Миссия невыполнима» в итоге что-то не срослось, а вот Лео и Брэда попросили остаться. Оба актера по отдельности уже работали с Тарантино, но на съемочной площадке они встретились впервые.
Одного лишь этого дуэта плюс Марго Робби хватило бы, чтобы привлечь к ленте достаточно внимания, но и помимо них актерский ансамбль «Однажды… в Голливуде» может похвастаться громкими именами — от Аль Пачино и Курта Рассела до Тимоти Олифанта и Дакоты Фаннинг и многих других. Кому-то досталась полноценная роль, кто-то мелькает в небольшом камео.
Немало усилий было приложено для того, чтобы аутентично воссоздать на экране Калифорнию 60-х годов прошлого века и закулисье Голливуда того времени. Вдоволь наигравшись с вестернами, Тарантино снял кино про то, как, собственно, снимают вестерны. Так что в каком-то роде «Однажды… в Голливуде» — это фильм внутри фильма. Все это потребовало приличных затрат, итоговый бюджет картины, не подразумевающей наличие масштабных экшн-сцен и спецэффектов, приблизился к ста миллионам долларов.
Премьера «Однажды… в Голливуде» состоялась в мае, в рамках основной конкурсной программы Каннского кинофестиваля. Первый показ завершился шестиминутными овациями, но все же новое детище Тарантино уехало из Канн без сколько-нибудь значимых наград, а в первых отзывах можно было встретить нотки разочарования.
Например, неудовлетворенной от увиденного на экране осталась рецензент с портала «Кинопоиск» Ольга Белик: «Девятый фильм Тарантино — мастерски сделанный трехчасовой капустник. Унылый, хоть и красочный, новогодний огонек на Первом, спасают который последние полчаса. Калейдоскоп удачных сценок, который, увы, не складывается в нечто выдающееся».
На текущий момент средний балл на агрегаторе Metacritic составляет 84% и уступает только «Криминальному чтиву». Рейтинг на Rotten Tomatoes аналогичен — 85%, что сопоставимо с последними лентами режиссера. За премьерный уик-энд в домашнем прокате сборы «Однажды… в Голливуде» превысили 41 миллион долларов, что для работ Тарантино является рекордом. На текущий момент на счету ленты уже больше 80 миллионов.
Как бы громко это ни прозвучало, но Тарантино снял самый необычный фильм. В нем гораздо больше от «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэн, чем от предыдущих работ, и это может не прийтись по вкусу тем зрителям, что отправятся в кино за привычным насилием и витиеватыми диалогами. Пространные разговоры никуда не делись, а вот декалитров крови можно не ждать. Совсем без членовредительства не обошлось, но фильм совсем не про то. Он вообще больше про «как», чем про «что».
Это очень созерцательное и нерасторопное признание в любви старому Голливуду и эпохе, которую Тарантино немного, но все же застал, ведь режиссер родился в 1963 году. Свое отношение к картине можно определить, ответив на один вопрос: что для вас важнее — динамично развивающийся сюжет или атмосфера пропитанного солнцем и запахом марихуаны Лос-Анджелеса.
Если оценивать фильм с точки зрения привычной драматургической структуры, то первые два часа — это одна большая экспозиция, богатая на детали, но скудная на события, а кульминация и развязка уместились в финальные тридцать минут.