При выборе новой работы характер будущего шефа оценивают в последнюю очередь, прежде оценивают условия работы и зарплату. Однако несложившиеся отношения с начальником могут загубить карьеру даже весьма перспективному специалисту. В День шефа рассказали о том, как понять своего начальника и найти к нему подход.
Один из трех
Согласно опросу HeadHunter, каждый второй сотрудник пытается завоевать расположение босса. Особенно, как ответили респонденты, это необходимо женщинам. В первую очередь для того, чтобы работать в комфортных для себя условиях, без скандалов и нервотрепки, полностью отдаваясь рабочему процессу, а не тратя силы и энергию на недоверие, обиды и споры.
«Более того, доброжелательность начальника позволяет чувствовать себя стабильно в нашем изменчивом мире, где одно слово нелояльного босса может лишить и любимых коллег, и вызывающих гордость проектов, да еще и стабильного заработка. Кроме того, многие считают, что лояльность как ничто иное может помочь в карьерном росте», — рассказала руководитель пресс-службы по Сибири HeadHunter Елана Таращук.
Она отметила, что выделяют три основных типа начальника: руководители авторитарного типа, либералы и демократы. Но в чистом виде каждый из этих типов встречается довольно редко.
Авторитарные руководители больше ценят безоговорочное подчинение, с ними комфортно работать исполнителям.
«При взаимодействии с авторитарным типом руководителя следует быть осторожным в высказывании личного мнения по рабочим вопросам, непременно соблюдать субординацию», — рассказала директор отделений по подбору персонала Kelly Services по Сибири и Дальнему Востоку Виктория Музычкина.
Либеральный руководитель контролирует работу подчиненных в более свободной форме. Как правило, отношения такого начальника с подчинёнными основываются на взаимоуважении и доверии. С ним можно вести себя почти на равных, обсуждать любые вопросы, спорить и высказываться. Это подходит для творческих коллективов.
«Демократ доверяет подчиненным решение многих вопросов, при этом не перестает сам контролировать ситуацию. Он рассматривает предложения и идеи, но непременно оставит окончательное решение за собой. С ним можно общаться на многие темы, обсуждать как рабочие, так и личные вопросы, при этом сохраняется субординация, а дистанции как таковой нет», — объяснила Музычкина.
Как отмечает Таращук, главное, что ни с одним из типов руководителей не стоит переходить грань, которую называют «панибратством».
«Что нужно для того, чтобы добиться лояльности босса? В первую очередь, конечно же, нужно качественно и в должном объеме справляться со своей работой, быть заинтересованными в ее результатах, выдвигать новые идеи и инициативные решения, ну и самим быть лояльными к начальнику и к компании в целом, не противясь внеплановой сверхурочной работе», — отметила представитель компании HeadHunter.
«Сначала человеку надо задаться вопросом, насколько он является зрелым субъектом в отношениях, насколько он способен на них влиять. Потому что с психоаналитической точки зрения ситуация «начальник-подчиненный» является продолжением ситуации «родитель-ребенок»», — отметила креативный продюсер психоаналитической мастерской «Полдень» Анна Булычева.
По ее словам, во внутреннем пространстве для сотрудника начальник — это родительская фигура и здесь всплывают конфликты, которые у человека не разрешены с собственными родителями. А начальника можно оценивать, как он справляется с родительской ролью.
«Уровень личного фактора имеет значение. Начальник создает в коллективе привычную ситуацию родительской семьи. Он строит отношения на основе любви, либо наоборот строгости и требовательности», — продолжила Булычева.
Начальниками склонны становиться люди, которые стремятся контролировать все и видеть насквозь, отстранены от своих эмоций. А среди людей, которые не стремятся в шефы, нередко встречаются люди с истерической доминантой. Тогда происходит конфликт: «начальник меня не понимает, не принимает мои эмоциональные потребности», также добавила собеседница.
«Может наоборот быть. Начальник непредсказуемый, вспыльчивый. Человек наделен харизмой, но в его системе управления все хаотично и внезапно. Оказавшись в определенной позиции в социальной иерархии, он подтверждает свою адаптивность. Если он удерживает руководящую позицию, значит, у него есть для этого ресурсы. Пытаться изменить этого человека бессмысленно», — считает эксперт.
Проще оценить свои желания, и если работнику в этой организации некомфортно и плохо, то стоит найти себе подходящую компанию, в которой атмосфера тебя будет устраивать. Однако такое простое решение на деле реализуется редко.
«Чаще люди наоборот ищут ситуацию, в которой снова можно проиграть этот конфликт», — сказала собеседница. Она подчеркнула, что при таком сценарии попытки наладить отношения, подстроиться, понравиться шефу обречены. Если сотруднику постоянно попадаются плохие шефы, а начальников вечно не устраивают подчиненные, то причину стоит поискать в себе, уверена Булычева.